Дипломатический подход в работе с персоналом 17.11.2011

Дипломатический подход в работе с персоналом

Любое предприятие, любая организация, да и вообще любая деятельность начинается с человека. Именно человек, его знания, навыки и умения позволяют решать те или иные задачи. Поэтому вопросам работы с персоналом, трудовым коллективом на любом предприятии уделяется первостепенное значение. Для ВОАО «Химпром» с его более чем пятитысячным трудовым коллективом кадровая политика всегда была приоритетом. Приоритетом она остается и сегодня. А чтобы узнать о перспективах развития кадрового потенциала предприятия и новшествах, которые предполагается реализовать в данном направлении, мы побеседовали с директором по персоналу, членом Совета Ассоциации выпускников МГИМО М.И. Кацевым.

– Максим Игоревич, Вы закончили один из наиболее известных и престижных вузов в России. Что Вам дал полученный там опыт?

– Моя Alma Mater – МГИМО – дала мне очень многое в жизни. Закончив факультет международных отношений, я получил очень широкое образование. Ведь там готовят дипломатов, а они должны ориентироваться абсолютно во всех сферах: экономике, политике, юриспруденции, владеть социальной проблематикой. Этот университет формирует особый образ мышления, определяет жизненные и профессиональные ценности. Это особый мир со своей богатой корпоративной культурой и традициями. Я, как и другие наши выпускники, горжусь причастностью к своей Alma Mater.

– Когда Вы впервые прибыли на завод, что Вас в нем удивило? Каким было первое впечатление от увиденного?

– Впервые я прибыл на завод в августе. И первое, что бросилось в глаза – это люди. Замечательный, сплоченный и дисциплинированный трудовой коллектив предприятия, который, очевидно, является его главным активом. Долгое время работники, по сути, находились в заложниках сложившейся ситуации, не имея возможности ее изменить. В то же время они продолжали профессионально и добросовестно трудиться. Это заслуживает глубочайшего уважения.

– Помимо трудового коллектива предприятия, который, скажем так, всегда стойко переносит испытания судьбы, что-то еще произвело на Вас впечатление?

– Разумеется! Стоит отметить колоссальный размах предприятия, его производственный потенциал. А ведь раньше оно было еще больше. В структуру завода входили больницы, дома культуры, учебные заведения, базы отдыха и многое другое. То есть, если сейчас завод кажется большим, то сложно представить насколько масштабным «Химпром» был два-три десятка лет назад.

– А стоит ли сегодня стремиться к тому, каким был «Химпром» раньше?

– Это риторический вопрос. Сейчас завод находится не в том состоянии, чтобы иметь у себя на балансе множество, хоть и социально значимых, но непрофильных «активов». Первоочередная задача – сделать предприятие рентабельным, самодостаточным и финансово привлекательным. Возможно, те масштабы, которые были раньше, сейчас уже и не требуются. Сейчас другая ситуация, другая идеология, другая страна. Тем не менее, есть намерение продолжать тесно сотрудничать с теми структурами, которые когда-то были частью завода.

– И работа в этом направлении уже идет?

– Да, конечно. Мы проводим встречи с руководителями данных структур, налаживаем взаимодействие. Ведь, невзирая на то, что все мы являемся самостоятельными организациями, они по прежнему считают себя частью «Химпрома». Особое внимание уделяем встречам с руководством учебных заведений, которые являются ключевыми поставщиками кадров для нашего завода. Запланировано посещение 25 учебных заведений, для выпускников которых «Химпром», в свою очередь, является одним из ключевых работодателей.

– То есть, если мы обращаем внимание на работу с учебными заведениями, получается, что привлечение молодых специалистов становится для кадровой службы одним из приоритетных направлений в работе?

– Так и есть. С.М. Соколом поставлена задача интенсивнее работать с молодыми и
перспективными кадрами, активнее развивать профессиональный потенциал работников. В этом плане важнейшую роль играет Центр по обучению и работе с персоналом и Совет молодежи. Будем решительно создавать на предприятии максимально комфортные условия для работы молодых специалистов.

– Какие первоочередные задачи стоят перед дирекцией по персоналу сегодня?

– Сейчас приоритет – наведение порядка в кадровой системе предприятия. Мы провели инвентаризацию, вникли в суть происходящих процессов. Теперь необходимо все разложить по полочкам. Что касается кадровой службы, то могу констатировать, что мне в некотором смысле повезло: у нас очень высокопрофессиональный коллектив. Необходимо провести некоторые преобразования, оптимизировать систему оплаты труда, назначений, поощрений – все это требует унификации, приведения к единым нормам и правилам в соответствии со стандартами холдинга и госкорпорации; выстроить четкую, эффективную, прозрачную и справедливую систему оплаты труда, чтобы люди понимали, сколько и за что они получают. И процитирую Сергея Михайловича Сокола: «чем больше они будут работать в интересах предприятия, тем больше они будут зарабатывать».

– А к мнению трудового коллектива прислушиваетесь в решении данных вопросов?

– Работники предприятия правильно заметили, что каждая предыдущая команда топ-менеджеров пыталась изменять систему, подстроить ее под себя. Намечался комплекс мероприятий в сфере кадровой политики, но зачастую многие начинания не были доведены до конца. Соответственно, никакого положительного эффекта они не дали. Скорее наоборот, многие новшества были изначально спорными. К примеру, сейчас приходится комплексно перестраивать документооборот, который к сегодняшнему дню сильно провисает. В то же время, от правильно организованного документооборота будет во многом зависеть эффективность реализуемых управленческих мер и решений.

– А какие-то решения и задумки в этом направлении уже имеются? Может быть, что-то уже начинает реализовываться?

– Да, начальная работа над этим уже ведется. Особое внимание уделяем проблеме табельного учета, которая практически все последнее время являлась болевой точкой. Мы идем по пути автоматизации «учетных процессов». В частности, приоритетным видим внедрение на предприятии системы электронного контроля доступа. СКУД уже существует на заводе, но ее работа пока не приносит того результата, который от нее ожидается, на это влияет множество факторов. Но в ближайшее время мы эту ситуацию изменим.

– Смена руководства на предприятии как-то отразится на трудовом коллективе? Что ему можно ожидать?

– Мы сейчас пытаемся выстроить четкую и понятную систему оплаты труда на предприятии. Также мы обнаружили, что практически в каждом подразделении существует по два режима рабочего времени: кто-то приходит на работу к 8 часам, кто-то к 9, а кто-то к 10 часам – не совсем понятно, почему так сложилось. Это неправильно. Будем наводить порядок.

– Максим Игоревич, какова роль кадровой службы в реализации программы финансового оздоровления предприятия и выведению его из кризиса?

– Главное на «Химпроме» – это производство. А все остальное создано для того, чтобы его обеспечивать. В том числе и кадровая служба, которая должна способствовать тому, чтобы рабочим в цехах работалось комфортно, чтобы их труд был эффективным и чтобы завод производил качественную продукцию по конкурентной цене.

– А чем, на Ваш взгляд, был вызван шаг в два раза уменьшить оклады директората после прихода новой команды топ-менеджеров, «демократизировать» условия их контрактов?

– Этот шаг вполне закономерный. Ведь двукратное повышение оплаты труда директората на предприятии произошло совсем недавно, буквально несколько месяцев назад. Этот шаг ничем не был оправдан – каких-то невероятных достижений у тех руководителей на тот момент не было. В связи с этим Сергей Михайлович Сокол одной из первых своих мер отмотал ситуацию с окладами нового руководства назад, так как к этому времени они стали уже неприлично большими для предприятия, которое находится в процедуре банкротства. Кроме того, он распорядился внимательнее подходить к составлению контрактов нового топ-менеджмента, максимально «демократизировав» их, убрав из них все излишества в виде «парашютов» при увольнении в размере «энного» количества окладов, оплату за счет предприятия поездок с семьей к месту проведения отпуска, проживание во время командировок исключительно в гостиничных номерах класса «Люкс» и перелеты на самолетах «Бизнесс-классом». Такова была действительность на ВОАО «Химпром» до недавнего времени, причем не только для высшего руководства, но и отдельных директоров по направлениям. Мы же пришли сюда не шиковать, а пахать, реализовывать утвержденный государственной корпорацией план финансового оздоровления. Это ключевая задача и именно на ней следует концентрировать свое внимание.

– В заключение нашей беседы, Максим Игоревич, хотел бы поздравить Вас от лица всего трудового коллектива предприятия со знаменательным событием в Вашей жизни – Днем свадьбы! От всей души поздравляем Вас с образованием новой семьи. Ведь самое прекрасное в жизни – большая человеческая дружба и любовь.

– Хорошо сказано. Спасибо!


Возврат к списку