07.12.2011

У «Химпрома» есть потенциал, главное – его раскрыть

Часто можно слышать споры о том, что первично: производство или сбыт? И каждая из сторон всегда приводит доводы в свою пользу. Между тем этот риторический спор по аналогии с курицей и яйцом имеет еще и обратную сторону. И самое удивительное, что эта та самая скрытая сторона, которая, по сути, призвана оказывать влияние и регулировать как производство, так и сбыт. Речь идет о сфере управления экономикой и финансами. Ведь в 21 веке ключевым критерием эффективности работы любого предприятия является его рентабельность, способность производить конкурентоспособную продукцию и получать за это прибыль.

ВОАО «Химпром» не является здесь исключением. И чтобы узнать о том, как у нас на предприятии функционирует финансово-экономический блок и какие приоритетные задачи перед ним ставятся, мы побеседовали с первым заместителем главного исполнительного директора Игорем Владимировичем Филатовым.

-- Игорь Владимирович, вы всегда хотели заниматься именно финансами и финансово-экономическими вопросами? Как получилось, что Вы пришли в эту сферу?

-- На самом деле по специальности я инженер-геофизик. Закончил высший инженерный краснознаменный институт имени Можайского в Ленинграде. Затем были три года службы в армии кадровым офицером -- в Главном управлении космической связи. А вот в последствие сфера моей деятельности стала меняться, и в начале девяностых годов я пришел в область финансов и инвестиций. С этого момента, по сути, я и связал свою дальнейшую трудовую деятельность с данной сферой. Работал в дочерних структурах концерна «Автоваз», в одном из крупнейших дилеров, занимавшим порядка 10% рынка «Автоваза» в России. Здесь я получил большой опыт работы с большими финансовыми потоками, управления экономикой и финансовой отчетностью. А работая в должности директора по экономике и финансам во всероссийском обществе охраны природы, я был приглашен в ОАО «РТ-Химкомпозит».

-- Придя на «Химпром», что Вам первое бросилось в глаза? Может быть что-то удивило?

-- Знаете, меня удивить сложно. Еще до того, как я приехал в Волгоград и посетил предприятие, много успел услышать о том, в каком плачевном состоянии находятся основные фонды завода. Однако, когда я приехал на «Химпром», все оказалось не так уж и плохо. Да, конечно, оборудование старое и изношенное, морально и технически устаревшее, но мне приходилось бывать на гораздо более «потрепанных жизнью» предприятиях. Сейчас вот вспоминаю то время, которое я провел на Урале. И по сравнению со старыми медеплавильными заводами, которых достаточно много в том регионе, «Химпром» не производит ужасающего впечатления. По сравнению с озерами медного купороса на отвалах медеплавильных заводов, «Химпром» выглядит достаточно презентабельно! Как бы странно это не звучало… Да, у нас на предприятии фонды изношены, много проблем, но все они решаемы.

-- Какие первоочередные задачи необходимо решить на «Химпроме»?

-- С точки зрения финансов, приоритетная задача – достижение операционной самостоятельности предприятия. Это означает, что предприятие должно стать способным оплачивать все свои текущие платежи по взятым на себя обязательствам. Сюда входит выплата заработной платы, оплата сырья, закупка необходимого оборудования и проведение текущих ремонтов, оплата потребляемой электроэнергии и пара. Все это необходимо оплачивать за счет выручки предприятия, не испытывая при этом дефицита денежных средств.

-- В виду того, что сейчас «Химпрому» предстоит решать целый спектр вопросов в финансово-экономической сфере, дабы восстановить собственную платежеспособность, какова, на Ваш взгляд, в этом процессе должна быть роль финансово-экономического блока?

-- К сожалению, по той причине, что предприятие находится в процедуре банкротства, отягощено убытками и большой кредиторской задолженностью, финансово-экономический блок лишен важнейших инструментов. Речь идет, прежде всего, о возможности кредитования и иных способах привлечения денежных средств на покрытие существующей потребности в текущем финансировании. Это большая проблема и для ее решения Холдингом ОАО «РТ-Химкомпозит» создан трейдер (ООО РТ-Трейд), одной из задач которого является покрытие «кассовых разрывов», возникающих в текущей финансовой деятельности предприятия.

-- Полагаю, в связи с этим произойдут изменения в экономическом планировании на предприятии?

-- Изменения будут, и они будут кардинальные. Процедура финансового планирования на предприятии до недавнего времени практически не функционировала. Сейчас же ведется интенсивная работа по восстановлению ее функционала. Я не знаю, что было на предприятии 3-5 лет назад, но могу сказать, что то, что происходило на заводе 1,5 месяца назад, трудно назвать бюджетным процессом и вообще системой планирования. Ни для кого не секрет, что сейчас на предприятии готовится проект бюджета 2012 года. Пока он разрабатывается в рамках существующих бюджетных форм, но после утверждения новой структуры бюджетов, план 2012 года будет переведен в новый формат. С введением нового формата бюджетирования должен измениться сам подход к бюджетному планированию. Бюджетный процесс станет одним из реальных механизмов управления текущей деятельностью предприятия, наведения порядка, укрепления финансовой дисциплины во всех подразделениях нашего предприятия.

-- Игорь Владимирович, а каков сегодня алгоритм восстановления рентабельности предприятия?

-- Мы предпринимаем усилия для того, чтобы вывести производство на максимально возможную загрузку, отталкиваясь от текущих возможностей оборудования с учетом его фактического состояния, а не от «паспортных» характеристик. Нам уже понятен тот объем выручки, который необходим для восстановления текущей платежеспособности предприятия. А вариант вывода предприятия из кризиса всегда приблизительно одинаков: сокращение издержек и повышение доходов. Соответственно мы ищем возможности сокращения затрат предприятия во всех его расходных статьях, за исключением заработной платы работников и обеспечения социальных обязательств, взятых предприятием на себя перед трудовым коллективом.

-- Немаловажную роль в этих процессах должен сыграть план внешнего управления…

-- Да, это так. План внешнего управления ВОАО «Химпром» кроме общепринятых механизмов будет предусматривать реализацию пяти инвестиционных проектов. Самый крупный из них – строительство нового отделения выпарки в цехе 4-4а, которое позволит решить целый комплекс существующих сегодня проблем в хлорной производственной цепочке. Объем планируемых в этот проект инвестиций составляет порядка 700 млн. рублей. Реализация этого инвестиционного проекта существенно повлияет на структуру расходов завода, так как новая «выпарка» по предварительным подсчетам серьезно улучшить показатели энергоэффективности хлорной производственной цепочки. Экономия, которая будет достигнута после запуска нового выпарного цеха, составит более чем в 2,5 раза по расходованию пара и в два раза по расходованию электроэнергии. В целом же, сейчас у нашего предприятия только один сценарий – наращивать объемы производства, сокращать затраты и возвращать рентабельность продукции. Есть, к примеру, планы ускоренного развития производства товаров бытовой химии, которые серьезно повлияют на снижение себестоимости данного вида продукции и позволят, наконец-то, сделать это направление деятельности предприятия прибыльным. Вообще, в реализации плана внешнего управления предпочтение будет отдаваться проектам, которые имеют короткие сроки реализации и окупаемости.

-- На какие показатели работы предприятия Вы обращаете первостепенное внимание?

-- Первостепенное внимание, на мой взгляд, в настоящее время необходимо уделять неукоснительному выполнению принятого производственного плана, своевременному исполнению сроков реализации внутренних инвестиционных проектов, достижению установленных параметров сокращения непроизводственных расходов. Сейчас готовится проект новой структуры KPI. Эта система предусматривает постановку целей и определение методов их достижения. На наш взгляд, эта система позволит лучше мотивировать сотрудников в совместной работе над выведением нашего предприятия из кризиса.

-- Оптимальна ли на Ваш взгляд сейчас система управления заводом? Какие изменения в этом направлении необходимо осуществить?

-- Я считаю, что предприятие, на протяжении десятка лет находящееся в кризисе, вряд ли обладает оптимальной управленческой системой. Сейчас система управления заводом представляет собой невообразимую смесь, оставшуюся от бесчисленных попыток предыдущих команд управленцев настраивать процессы под себя, коренным образом их не изменяя.

Поэтому мы будем серьезно перестраивать всю систему управлению предприятием. Процесс этот будет не мгновенным, а поэтапным. На первом этапе не планируется серьезных изменений в системе управления, можно назвать этот этап «адаптация». Но на втором этапе реформ серьезные изменения неизбежны. Холдингом нам поставлена задача – создать на ВОАО «Химпром» понятную и прозрачную, эффективную систему управления, положив в ее основу стандарты принятые в Государственной корпорации «Ростехнологии». Над этим мы сейчас и работаем. Все этапы работы будут полностью открытыми. Мы хотим, чтобы все работники предприятия понимали для чего проводятся те или иные изменения. В любом случае, все наши действия направлены на то, чтобы ВОАО «Химпром» в конечном итоге вышло из кризиса, из состояния банкротства и стало эффективным и конкурентоспособным предприятием в химической отрасли. Потенциал у завода для этого есть. И я в это верю!

-- Игорь Владимирович, на днях состоялась Ваша встреча с первым заместителем председателя Правительства РФ Виктором Зубковым. О чем там шла речь?

-- Как представитель ВОАО «Химпром» я был приглашен на заседание Совета директоров города Волжский, на котором предполагалось присутствие первого заместителя председателя Правительства РФ Виктора Алексеевича Зубкова. В ходе заседания мне удалось пообщаться с Виктором Алексеевичем.

Прежде всего, я проинформировал Виктора Алексеевича об инвестиционных проектах, реализация которых должна лечь в основу плана внешнего управления ВОАО «Химпром».

Далее обсуждался вопрос выполнения ФЦП «Химическая безопасность» в части организации работ по разработке планов и проектных решений ликвидации опасных химических отходов, накопленных за время деятельности предприятия. Все вы знаете это шламохранилище под названием «Белое море». В том числе Виктору Алексеевичу было высказана наша озабоченность тем, что программа ликвидации может не состоятся, несмотря на разработанное проектное решение. Виктор Алексеевич обещал взять реализацию этой программы под личный контроль.

Третьим обсуждавшимся вопросом стало восстановление производства химических средств защиты растений под собственными заводскими торговыми марками. Как первый вице-премьер правительства РФ, курирующий среди прочего сельское хозяйства, Виктор Алексеевич выразил заинтересованность в восстановлении производства как действующих веществ, так и препаратов на их основе и указал на то, что в настоящий момент в РФ действует несколько Федеральных целевых программ, направленных на развитие сельского хозяйства, из которых могут быть выделены средства для развития упомянутого направления на нашем предприятии.

На мой взгляд, общение стало весьма конструктивным и перспективным для нашего предприятия.


Возврат к списку